Сегодня мы радостно освещаем новости о том, что с нового года во Франции женщины до 25 лет смогут бесплатно получать средства контрацепции, хотя еще в начале 1960-х планирование беременности там была запрещено. Об абортах боялись даже говорить — за причастность к процедуре (в том числе врачей) можно было сесть в тюрьму.
«Примите это — у вас нет выбора», — говорит гинеколог 23-летней француженке Анне, которая в 1963 году собирается поступать в университет и мечтает о карьере писательницы, но узнает о случайной беременности. Несмотря на все риски она решается на подпольный аборт — потому что хочет другой жизни. Это сюжет драматического фильма «Событие», который недавно вышел на экраны, но до этого уже получил «Золотого льва» (хотя посмотреть его не так-то просто, всего 2 сеанса на этой неделе). Его режиссерка Одри Диван хотела прервать молчание по поводу темы абортов, проговорить всю физическую и психологическую боль от отсутствия выбора, который все еще существует для женщин в разных точках мира (далеко ходить не надо, у нас есть кавказские регионы). Мы тоже решились на это и попросили краснодарок поделиться своим опытом.
Для нас это дискуссия о теле и о важности женщин иметь право распоряжаться им так, как хочется, а не так, как говорит государство, церковь или партнер. И о важности секс-просвещения.
Безусловно, между нелегальным абортом в 1960-х и абортом в нормальном медицинском заведении с квалифицированными специалистами в 2022-м существует огромная разница — современные исследования последствий абортов говорят, что это безопасная процедура, и риски бесплодия, как и других осложнений, очень малы (речь о ранних сроках). К тому же это абсолютно законно — надеемся, так будет и дальше.

Анонимно
Я забеременела в 18 лет после того, как у нас с партнером порвался презерватив. После секса я сразу выпила таблетку экстренной контрацепции. Но через время, на 5 неделе, после 5 тестов и анализа на ХГЧ (гормон, который вырабатываться на 6-8-й день после оплодотворения яйцеклетки и является наиболее достоверным показателем наличия беременности, — прим. «Огня») узнала, что беременна.
Было страшно. Не столько от необходимости принятия решения о прерывании беременности, сколько от мыслей в голове. Я росла в религиозной семье и всегда слушала про ужасы «убийства» ребенка. Плюс давило мнение общественности. Так простая медицинская операция вынужденно превращается в ритуал морализации.
Мне повезло с врачом: с их стороны не было никаких претензий, попыток переубедить делать аборт. Хотя в самой клинике я столкнулась с девушкой в слезах, которую врач отговаривала.
Мой молодой человек (ему на тот момент было 21) не принимал никакой вариант, кроме прерывания беременности. Но мы с ним мало обсуждали то, что происходит. Любые попытки разговора заканчивались оскорблениями в мою сторону.
Аборт был медикаментозный. Нужно выпить 2 таблетки с интервалом в 48 часов. Прием каждого препарата осуществляется под присмотром врача. В последний день мне поставили три укола (противорвотное, обезболивающее и что-то для сокращения мышц). Никаких последствий для здоровья не наблюдалось, все прошло спокойно.
Больше стресса несет табуированность данной темы и опыта других женщин, который принято скрывать. Хотя в такие моменты как раз не хватает понимания, что это абсолютно нормально.

Мирро
В начале нулевых я уже знала о нужности использовать презервативы, но еще не видела насущной необходимости. И вот однажды метод «прерванного полового акта» не сработал.
Что почувствовала, увидев две полоски, не помню. Необременительные отношения уже закончились, юноша укатил на ПМЖ в столицу. А я только перешла на второй курс универа, куда поступила своими силами и с большом трудом. Поэтому решение приняла сразу же.
Скандала не было, моя мама — здравомыслящий человек – приняла аргументы и через знакомую медсестру договорилась, чтобы сделали все «в частном порядке».
Меня осмотрели, подтвердили беременность и отправили на «2 недели тишины», неудачно совпавшие с сессией. Я пробыла беременной около 5 недель, и это было отвратительно: постоянно тошнило, выросла и болела грудь, я стремительно набирала вес, тупила и хотела спать.
День Х назначили накануне моего 20-летия. «Аборт-пятиминутка» происходит под легким наркозом, но меня почему-то не вырубило, а развеселило. Всю процедуру я смеялась и что-то рассказывала врачам, а вокруг разноцветно пузырились стены. Через час меня отпустили домой, на следующий день я отмечала день рождения на дискотеке.
Меня предупредили/напугали, что шансы забеременеть в дальнейшем будут невелики, но ни единого сожаления по этому поводу я не испытываю, поскольку именно тогда четко и ясно осознала себя чайлдфри.
Разумеется, не все так легко переносят прерывание беременности, это не способ контрацепции, а крайние меры. Но табуировать эту тему так же опасно, как запрещать аборты на государственном уровне. Женщина сама вправе решать судьбу своего тела и всего, что в нем происходит.

Анонимно
Это был тот неловкий момент, когда «календарный метод» контрацепции не сработал, хотя я итак знала о его опасности. Не дождавшись месячных, которые обычно приходили четко в срок, я сделала тест на беременность. Он показал 2 полоски. Я не была шокирована, но очень злилась на себя и на мужа. Мы несколько дней и ночей подряд обдумывали решение о прерывании беременности, так как только начали «жить» после тяжелого года с первым ребенком, и снова входить в эту реку вообще-то не очень хотелось. Муж в целом был не против рождения второго ребенка, но не настаивал, и по факту окончательное решение пришлось принимать мне.
На тот момент шла уже 12-я неделя беременности. У меня начался токсикоз — и мое хреновое состояние полностью определило решение делать аборт. Я не понимала, как женщины могут быть одновременно беременными и самостоятельно ухаживать за другим ребенком — а если обморок? а если надо поднять эти 15 кг, когда «ножки устали»?
Начиная с определенной недели прекратить беременность медикаментозно уже нельзя, хотя в разных клиниках мне называли разный срок. Я проконсультировалась в одной, где мне были согласны дать таблетки на моем сроке. Но с учетом 2-х недель «тишины» выходило, что безопаснее все-таки сделать операцию. Муж договорился со знакомым врачом, чтобы мне сделали операцию сразу, ничего не выжидая.
В очереди в процедурный кабинет было 2 женщины, и меня удивило, что им делали операцию без анестезии, хотя вообще-то должны с ней. Медсестра описала боль от операции как «небольшую схватку», а это ничего себе! Спасибо знакомому врачу, мне сделали с анестезией, так что я ничего не почувствовала. Я довольно быстро пришла в себя и спокойно поехала на такси домой.
Я ни разу не пожалела о том, что сделала. Более того, меня распирало от желания рассказать всем о своем опыте (спасибо «Огню», что я могу это сделать), чтобы люди перестали воспринимать аборт как какую-то драму. Иногда это необходимость, всегда выбор, но никогда не убийство.