Исследования говорят, что оказывая помощь друзьям, знакомым, и даже незнакомым людям, можно смягчить последствия ежедневного стресса и улучшить свое психическое здоровье. Сегодня, когда на человечество свалились все возможные кризисы, мы уверены в этом на 1000%.
Спросили краснодарок, которые волонтерят в фонде помощи людям с аутизмом «Открытая среда», о том, как они пришли в волонтерство, чем именно занимаются и что им дает такая деятельность.
Открытая среда (ОС) прямо сейчас ведет набор новых волонтеров. Они сопровождают подопечных в тренировочной квартире и других регулярные проектах. Любое время, которым ты можешь поделиться со студентами ОС, будет полезно.
Надеемся, истории краснодарок вдохновят тебя заняться волонтерством в «Открытой среде» или в других благотворительных фондах города: от помощи животным в приютах, до сбора мусора на Карасунах.
Александра Горюнова
Я попала в «Открытую среду» (ОС) прямо во всемирный день распространения информации об аутизме — 2 апреля. Ребята отметили этот день перфомансом «Смотреть и слушать» (родители детей с аутизмом и актеры плейбек-театра зачитывали расшифровку Сколковского круглого стола 2018 года, — прим. «Огня»). Информация про ПНИ, аутизм и отношение к данному вопросу чиновников и обычных людей меня очень зацепила, и я решила углубиться в изучение вопроса. Так я оказалась среди волонтеров фонда.

В ОС я постаралась посетить максимум мероприятий и локаций. Я была волонтером в тренировочной квартире, где ребят учат необходимым навыкам для самостоятельной жизни. Побывала на уроках живописи, и убедилась, что среди наших подопечных есть настоящие таланты. Участвовала в экскурсиях и различных мастер-классах.
Что касается самих ребят, то это лучшее знакомство, которое могло со мной произойти. И сходств между нами гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Просто мы привыкли прятать все свои странности внутри, а они свои не прячут, что делает их очень живыми и настоящими.
Для меня волонтерство — это в первую очередь возможность помочь людям. С этим посылом я и пришла в ОС. Среди нас много тех, кому требуется помощь и поддержка, но о них не говорят ни по телевизору, ни в газетах, ни на улицах. Но если ты знаешь о существовании помогающих организаций и находишь в себе желание поучаствовать, то получаешь от процесса и другие «плюшки» — знакомство с интересными людьми, посещение необычных мероприятий, новые знания и ценное время, проведенное в компании подопечных.
Просто попробуй сама! Двери фонда открыты для всех, и я уверена, что ты, также как и я, сможешь найти здесь свое место и свою миссию.
Арина Культюгина
У меня есть сестра Кира с низкофункциональным аутизмом. С тех пор, как я узнала об ее диагнозе, меня не покидал страх, что у нее никогда не будет друзей, что она навсегда останется одна. Когда к нам подходили люди и от незнания спрашивали, что с Кирой не так, я, боясь осуждения, просто заворачивалась в кокон и не могла сказать. Со временем я отрефлексировала это, и ОС мне в этом очень помогла. Меня вдохновило, как в фонде показывают, что люди с аутизмом такие же, как и мы. Как помогают ребятам социализироваться и делают очень много жизней лучше. Это и есть причина, по которой я вступила волонтером в ОС.

Каждое мероприятие в ОС уникально тем, что ты сопровождаешь очень веселых ребят. С улыбкой вспоминаю наши диалоги с подопечными: как мы с Максимом обсуждали, сколько бы прожили в Сибири, с Андреем — как вампиры сепарировались от людей и пили искусственную кровь.
Волонтерство дает мне моральный стержень идти дальше. Выходя после любого мероприятия, я верю, что мир не так плох и что все мне по плечу. Это очень приятно чувствовать и ощущать. Мне также стало гораздо легче принимать уникальную судьбу моей сестры.
Сначала я боялась, что если не смогу ходить на мероприятия часто, то мое присутствие там будет вообще ненужным. Но это совсем не так! Никто не требует от тебя активности насильно. К сожалению, сейчас я не особо активна из-за поступления, но надеюсь вернуться к мероприятиям уже в сентябре. Обязательно вступайте в ОС, и жизнь на чуточку станет ярче!
Дая Святенко
Однажды подруга позвала меня на лекцию про аутизм. В зал забежала босоногая Аня — соосновательница «Открытой среда», начала с огнем в глазах читать эту самую лекцию и покорила меня. Потом я два месяца пыталась заполнить анкету: было немного страшно приступить к реальной деятельности с реальными людьми. Но после заполнения меня уже было не вытащить с мероприятий ОС. По-моему, я ходила на все.

На первом же мероприятии с подопечными я поняла, что останусь в ОС надолго. Где-то через три месяца я устроилась туда на работу. В 2019-м я практически жила в только открывшейся тренировочной квартире, где мы с ребятами учились строить быт и инклюзию. В 2020-м мы много работали, красили волосы в розовый, ходили в администрацию, делали фестивали и много чего еще.
К концу года я попала в больницу, потеряла 75% зрения и с ужасом думала, что никогда не вернусь к работе. Потом мне всем светом собрали на iPhone со специальной программой для слабовидящих. Я вернулась к кураторству волонтерского движения ОС. Мы пережили ковид и онлайн-режим, много раз переезжали, вели группы для сложных ребят, а потом я выгорела и уволилась. Это был очень сложный период, который длился полгода. Но сейчас я снова здесь и я счастлива!
Волонтерство — это часть моей жизни, без которой я себя не представляю. Еще скажу словами моей приятельницы: волонтерство — это мой способ сказать миру, что я его люблю.
Как перестать сомневаться? Если ты что-то делаешь, то у тебя всегда как минимум два варианта: получится или нет. А если не делаешь, то только один.
Любовь Хосонова
2 года назад, сидя дома на карантине, я решила посмотреть французский фильм «Особенные». В центре сюжета две общественные организации, которые занимаются проблемами людей с особенностями. Практически все герои — реальные люди с аутизмом. После просмотра появилось очень много вопросов от «да как так?!» до «что не так с нашим обществом?», но главным был «как я могу помочь?» ОС помогла мне на него ответить. Информацию о фонде я нашла в интернете, заполнила анкету для желающих стать волонтерами — и, вуаля, через некоторое время уже сидела в окружении волонтеров и их подопечных на соцклубе.

Изначально я стремилась в тренировочную квартиру. Это квартира, в которой мы помогаем ребятам совершенствовать социально-бытовые навыки. С Андреем мы готовили сырники. С Лизой рисовали. С Артемом делали все и даже больше: убирались, готовили, играли, ходили за продуктами и ездили домой на трамвае. Помимо этого, я посещаю и другие мероприятия: мастер-классы, соцклубы и арт-занятия с ребятами.
Неделю назад у меня был день рождения, и самое неожиданное поздравление я получила от Дениса, подопечного фонда. Он пожелал мне поездку в Брюховецкую и на море. С Денисом мы встречались однажды, и в тот день он у всех волонтеров спрашивал дату рождения. 3 месяца прошло, а он помнит, — это невероятно!
Если я сделала день лучше для кого-то из ребят с аутизмом, то он стал лучше и для меня. Ведь отдавая, ты получаешь в разы больше!
Мы все можем помогать, и вариантов помощи множество: каждый найдет что-то себе по душе. Волонтерство ни к чему не обязывает, ты принимаешь участие в меру своих возможностей. Так что нужно пробовать!
Яра Гуляева
Я случайно подписалась увидела творческую лабораторию ОС и посетила итоговый спектакль. С тех пор стала следить за этой инициативой. Увидела объявление о наборе волонтеров и пришла на первый тренинг. О спектре аутистических расстройств и интернатах к тому моменту я знала чуть больше, чем ничего.
В первые полгода у меня была такая гиперфиксация! Я пользовалась любой возможностью, чтобы ходить на мероприятия, а потом даже вошла в состав команды, правда, ненадолго.
Я часто ходила на киновечера, и так в мою жизнь вошли классные мультфильмы, которые я вообще-то с детства не слишком люблю. Кто-то сидел все два часа, кто-то без конца спрашивал, во сколько мы закончим, кто-то уставал и сбегал в коридор, кому-то хотелось обниматься и делиться впечатлениями, а кому-то — поскорее съесть печенье на чаепитии после фильма.

На одном мероприятии в Чистяковской роще мы много контактировали друг с другом, валялись на траве, обнимали деревья. Мой подопечный тяжело вовлекался и рано ушел, я грустила и думала, что ему совсем не понравилось. А потом он написал такой трогательный отзыв в инстаграме и поблагодарил меня, что я расплакалась.
А однажды я помогала нашей фандрайзерке на поэтическом вечере Ах Астаховой — эх, знала ли 15-летняя я, что буду помогать любимому делу выжить, слушая стихи одной из кумиресс? Это к тому, что волонтерство бывает таким разным! Можно проводить мастер-классы, таскать Свещи, писать посты для соцсетей, смотреть кино, рисовать, просто быть.
Благодаря ОС я нашла классных подруг. В этом сообществе много принятия, и большинство людей хочет учиться заботливой коммуникации. Я ценю это и ищу в новых друзьях, даже если они не из ОС — просто потому что знаю, так бывает. В то же время я сама стала терпеливее к любым человеческим проявлениям. Это помогает и в личном взаимодействии, и в рабочих контактах. Волонтерство также запустило импульс моего научного интереса — в оставшееся время учебы на журфаке хочу исследовать, как бережно писать о сложных темах, задавать людям вопросы о травмирующем опыте. Я обрела ощущение «своего места» и своей ценности. В работе журналисткой, кстати, сам по себе опыт внутри благотворительности очень ценен. Я лучше понимаю некоторые процессы, знаю, как отличить честную инициативу от мошенников, у меня миллион знакомых на все случаи жизни. Даже саму работу я нашла через знакомого подруги-волонтерки. И, конечно, волонтерство всегда — про эмоции. В ОС я получаю необходимую передышку от своих личных проблем и всегда — заряд тепла.
Я уверена, что волонтерство стоит попробовать каждому. Даже если после первого мероприятия станет понятно, что заниматься этим нет сил или желания. Но это шанс бесплатно получить опыт, знакомства и знания о себе, до которых в аквариумной обстановке можно никогда не дойти.